Творческому дуэту визажиста Стефании Вектере и фотографа Роберта Липницкого всего три года, но за это время они успели показать себя настоящими профессионалами, чувствующими будущие тенденции и создающими потрясающие концептуальные артовые работы, поставившие модную фотоиндустрию “на уши“.
Это идеальное интервью с минимумом текста и максимумом фотографий: работы талантливого тандема говорят сами за себя.
(ENGLISH VERSION OF THE ARTICLE YOU CAN READ HERE/АНГЛИЙСКУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ ТУТ)
ИНЖЕНЕР И ВЯЗАЛЬЩИЦА
Стефания знает о том, что такое мода, не понаслышке. По образованию она дизайнер вязаного трикотажа. А по призванию – художник, выражающий себя творчески в визаже, дизайне ногтей и изготовлении оригинальных аксессуаров.
“Я люблю максимально раскрывать образ модели. Мне хочется рассказать ее историю. Это не просто красиво, в этом есть свой тайный и явный смысл“, – так говорит она о своей любимой работе.
Роберт учился на инженера, но к этой профессии он полностью равнодушен. Любовь к фотографии ему привил его дедушка-фотограф. Атмосфера процесса изготовления снимков с темной комнатой и проявлением пленки знакома Роберту с самого детства. “Дедушка говорил мне, что я должен фотографировать то, что уйдет в прошлое и больше не вернется: архитектуру, историю“, – признается он. Но свой творческий фотопуть Липницкий начал со съемок пейзажей.
Он сравнивает эту работу с рыбалкой, с отдыхом для души. Другое дело – фотографировать людей. Первые фотопортреты авторства Роберта были жутко раскритикованы. Он очень переживал, но был увлечен процессом работы настолько, что пейзажи и прочее ушли на второй план, а свое мастерство он довел до совершенства.
“Моя задача была вывести модель на откровенный разговор, узнать ее поглубже. Только если человек раскроется, он сможет по-настоящему доверять фотографу, а это залог успеха“, – признается Роберт. И с этим он не прогадал. Творческие идеи, технические знания и внимательное отношение к участникам процесса съемок сделали из него востребованного и успешного фешн-фотографа.
СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА
РОБЕРТ: Я был одним из тысяч обычных фотографов, снимающих репортажи и прочую дребедень. После очередной съемки концерта некоей популярной группы я пришел домой в большом разочаровании, мне хотелось не просто фотографировать, а делать что-то творческое. Листая ленту новостей Фейсбука, я наткнулся на фото Клаудии (сестра Стефании, модель. Прим. редактора) с необычным мейкапом и подумал: вот что-то такое я бы хотел снимать. Тут же написал автору визажа и предложил сотрудничество: сделать модную фотосессию в похожем стиле.
СТЕФАНИЯ: Он хотел заплатить мне за работу. Респект! Фото Клаудии, которое нас с Робертом познакомило, было сделано на конкурсе по визажу. Впервые, кстати, тогда же я показала на модели не только мейкап, но и дизайн ногтей. Мы встретились с ним, чтобы обсудить одну фотосессию, а в результате договорились сделать совместный проект длиной в 12 месяцев. Это было очень серьезное решение. Наша идея заключалась в том, чтобы каждый месяц делать что-то необычное совместно. Так три года назад родился наш арт-тандем.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО
СТЕФАНИЯ: Мы создаем тренды, задаем моду и в фотографии, и в визаже, поэтому наша работа для нас очень важна. Мы вкладываем в нее сердце и душу. Нас очень многие копируют. Я считаю это большим комплиментом нашему творческому дуэту.
В то время, когда все просто снимали красиво, красили моделей в стиле Ким Кардашьян и так далее, мы начали делать креативные сеты. К такого рода съемкам мы очень тщательно готовились. На подготовку уходил как минимум месяц. Многие нас не понимали и до сих пор не понимают, но мы опережаем всех на несколько шагов вперед, на пару лет, если быть точнее. Наше творчество не для широкой публики, а, скорее, для думающей. Тем не менее, нас сразу же стали приглашать снимать для серьезных изданий, таких как “Vogue“, например. И работы, которые мы делали три года назад, снова публикуются. Так было уже несколько раз.
РОБЕРТ: Я не настолько легко, как Стефания, воспринимаю воровство идей. Иногда меня это очень бесит. Поэтому мы стараемся вообще ни с кем не разговаривать о наших творческих задумках, чтобы избежать утечки информации.
СТЕФАНИЯ: У нас нету недостатка в идеях, сколько бы их у нас ни заимствовали.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
РОБЕРТ: Я снимаю очень долго, чтобы найти тот самый, идеальный кадр. Считается, что статистика для фотографов – это 10 процентов хороших снимков на выходе. Не верьте этому. В реальности это хорошо если 2 процента!
Самые крутые работы у меня, как правило, всегда получаются уже в самом конце фотосессии, когда модель устала и сдалась, говорит, что больше не может, но я настаиваю: “Ну, давай еще чуть-чуть!“ И тут она как на тебя посмотрит, и вот он – золотой кадр с такими хорошими эмоциями! То есть кадр между кадрами, когда она специально не позирует. Выходит очень натурально.
СТЕФАНИЯ: Это и есть тот особенный стиль Роберта, за который его все очень любят. Особенно редакторы американских журналов. Им нравится все необычное, а мы как раз таки работаем в таком стиле, на грани элегантного сумасшествия. У нас очень много поклонников именно в Штатах. Наши работы печатают в “Scorpio Jin“, “Elegant“ и “ Elements“.
СТИЛЬ: БРУТАЛЬНЫЙ “ЛЯШАПЕЛЬ“
РОБЕРТ: Мне нравится снимать брутально. Я выработал свой уже легко узнаваемый стиль интуитивно, действуя по велению сердца, если можно так сказать. Знакомый фотограф как-то сильно раскритиковал меня за то, что у меня якобы нет своего отличного от других почерка в работе. Когда у него подошли к концу все, на его взгляд, весомые аргументы, он просто прислал мне скриншот из Инстаграма: посмотри, мол, вот это стиль! И был очень смущен, узнав, что это фото было одной из моих работ. (Смеется).
Я люблю снимать моделей с неклассической внешностью, с интересным лицом. Тогда это лицо работает. Идеально красивая девушка полностью полагается на свою внешность, ей все равно, как встать и что продавать. Она думает: “Я просто буду красивой, и все“. Я же стараюсь брать тех моделей, с кем можно сделать артовую съемку, интересную, с экспрессией. Я их “ломаю“, ловлю выражение лица на грани, можно сказать, даже снимаю их некрасивыми. “Какой ужас!“ – первая реакция может быть и такой, но потом ты ловишь себя на мысли, что тебе хочется рассматривать и рассматривать это лицо. Мы постоянно стремимся делать такие вот незабываемые кадры.
Как художник, скажу честно, я, в общем-то, всегда немного недоволен своими работами. Мне хочется фотографировать еще лучше, еще круче: больше и больше. Я к себе беспощаден.
СТЕФАНИЯ: Мы с Робертом работаем в общем энергетическом потоке. Я как арт-директор обычно придумываю концепт съемки, а Роберт разрабатывает все с точки зрения визуального контента.
АМБИЦИИ
СТЕФАНИЯ: Развивать наш с Робертом бренд Steff and Robert, организовать выставку совместных работ в Лос-Анджелесе… Ну, а если говорить о заветной мечте, моя – создать креативный мейк-ап для леди Гаги. Я уверена, что мы с ней поймем друг друга, ведь она так же свободно проявляет себя в творчестве, как и я.
РОБЕРТ: В планах на ближайшее будущее сделать обложки для журналов “Vogue“, “Bazaar“, “Playboy“. Я хотел бы развивать свою карьеру, беря пример с Марио Тестино, но, естественно, по-своему. И если уж быть совсем честным, то моя мечта войти в историю фотографии с каким-нибудь “методом Липницкого“, который я разработаю сам.
(Прим. редактора: Хотелось бы посмотреть на обложку “Playboy“, выполненную Робертом в его фирменном стиле).
“IT` S GONNA BE NATURAL“
РОБЕРТ: Образно говоря, процесс обработки фотографий начинается еще задолго до съемки. Я очень тщательно продумываю палитру будущих кадров, даю Стефании рекомендации по поводу цветов, которые не надо использовать в гриме, и тех, на которые, наоборот, надо будет сделать акцент. Это очень важный момент, так как обычно я оставляю на фотографиях оригинальные цвета. Мы со Стефанией абсолютно разделяем мнение насчет того, чтобы на снимках сохранять кожу и черты лица модели как можно в более натуральном виде, чтобы была видна текстура кожи.
СТЕФАНИЯ: Цвет лица, веснушки, румянец – мы показываем все это. Более того, мы этим восхищаемся, а не замазываем в фотошопе. Даже используя в своих работах контуринг, я делаю его более мягким, чтобы он выглядел как можно более натуральным. Знаменитые “smokey eyes“ в моем исполнении – это не гламур с блестками, а красивый “грандж“.
ВДОХНОВЕНИЕ
РОБЕРТ: Меня завораживают и вдохновляют модные эскизы. Я стараюсь снимать модель так, чтобы с минимальной обработкой в фотошопе она была похожа на иллюстрацию из книги мод. Для меня очень важно соблюсти именно такие пропорции, чтобы кадр был похож на эскиз. Это то, над чем я работаю в данный момент. Вот это фото демонстрирует то, о чем я говорю, но в еще более художественной форме. На такой образ модели меня вдохновило мороженое. Присмотритесь к ней издалека – она напоминает именно это лакомство!
Говоря о модных нынче тенденциях, например, моделях нестандартных плюс размеров, которых снимают все, кому не лень, – я интересуюсь этим трендом, но планирую сделать такой фотопроект опять же по-своему, используя стилистику знаменитого поклонника фигуристых дам – Рубенса.
СТЕФАНИЯ: Приведу вам живой пример из своей жизни. Работая над нашим с Робертом проектом “What IS Art“, я ходила в Британский музей и подолгу разглядывала там древнеегипетские артефакты. Это не было вдохновение пирамидами или Клеопатрой. Я видела все по-своему, не как обычный посетитель музея. Меня интересовали текстуры, цвета, линии, главным образом – тени на лицах египетских статуй, контуринг их черт лица.
Если говорить о художниках, то самое сильное впечатление на меня произвел Alexander McQueen. Подобных ему гениев в природе больше не существует. Я люблю его работы, они меня все время вдохновляют. Во всем, что я делаю, есть частичка его яркого, смелого творчества.
Архитектура – еще один из источников вдохновения. Формы, особенно асимметричные, не оставляют меня равнодушной.
НАПУТСТВИЕ НАЧИНАЮЩИМ
СТЕФАНИЯ: Никогда не ставьте под сомнение себя и свои, на первый взгляд, безумные идеи. Если сердце подсказывает сделать именно это – делайте, не задумываясь.
РОБЕРТ: Если вам не хватает навыков – приобретайте их в процессе работы, в идеале наблюдая за лучшими в индустрии профессионалами. Присматривайтесь к ним, но имейте свое собственное видение. Именно это выделит вас в огромной толпе фотографов.
СТЕФАНИЯ: Ни одна книга не научит вас тому, чему вы сможете научиться на практике с хорошим учителем. Станьте тенью такого человека, впитывайте малейшие тонкости процесса, они вам помогут сделать свое творчество качественнее и ярче.
Фотографии предоставлены Steff and Robert